НЕКОТОРЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ О МЕСТЕ ФИЛОСОФИИ ВАХДАТ УЛЬ-ВУДЖУД В ТВОРЧЕСКОМ МЫШЛЕНИИ НАВОИ
Ключевые слова:
суфизм, вахдат ал-вуджуд, таухид, пантеизм, Алишер Навои, художественное творчество, методологическая основаАннотация
В данной статье исследуется значение учения вахдат ал-вуджуд (единство бытия) как методологической основы для изучения творчества Алишера Навои, являющегося одной из ключевых проблем восточного исламского суфизма. Перед рассмотрением основной темы в статье освещаются история, сущность и роль философии вахдат ал-вуджуд в исламской мысли на основе исторических и научных источников. Утверждается, что подход большинства востоковедов и философов, рассматривающих вахдат ал-вуджуд и пантеизм как сущностно тождественные явления, является ошибочным. Также анализируется отношение тариката Накшбандийя к данной философии. Далее исследуется подход Навои к этой философии, его уникальные взгляды и интерпретации, отраженные в его произведениях. Основной вывод статьи заключается в том, что фундамент творческо-философской мысли Навои составляет не пантеизм, а переосмысленное в рамках накшбандийских идей учение вахдат ал-вуджуд. Это учение служит методологической основой для понимания сущности суфийских воззрений и образов поэта.
Библиографические ссылки
Абдураҳмон Ҷомӣ. Осор: Иборат аз 8 ҷилд. Ҷилд 8. – Душанбе: Адиб, 1990.
Abdurahmon Jomiy. Lavoyeh. – Haydarobod – Dekkan: Matbaayi nomiyi Qosim, 1331.
Алишер Навоий. Тўла асарлар тўплами. 10 жилдлик: 1-жилд. – Тошкент: Ғафур Ғулом номидаги НМИУ, 2011.
Алишер Навоий Навоий. Тўла асарлар тўплами. 10 жилдлик: 2-жилд. – Тошкент: Ғафур Ғулом номидаги НМИУ, 2011.
Алишер. Тўла асарлар тўплами. 10 жилдлик: 3-жилд. – Тошкент: Ғафур Ғулом номидаги НМИУ, 2011.
Алишер Навоий. Тўла асарлар тўплами. 10 жилдлик: 7-жилд. – Тошкент: Ғафур Ғулом номидаги НМИУ, 2011.
Алишер Навоий. Тўла асарлар тўплами. 10 жилдлик: 9-жилд. – Тошкент: Ғафур Ғулом номидаги НМИУ, 2011.
Алишер Навоий. Тўла асарлар тўплами. 10 жилдлик: 10-жилд. – Тошкент: Ғафур Ғулом номидаги НМИУ, 2011.
Ahmed b. Süleyman el-Ervadi. Risale-i Ahadiyye Şerhi. – İstanbul: Büyüyenay Yayınları, 2022.
Algar H. Nakşibendilik. – İstanbul: İnsan Yayınları, 2019.
Chittick W. İbnü’l-Arabi. Giriş Kitabı. – İstanbul: Nefes Yayınları, 2023.
Davud Kayseri. Vahdet-i Vücud Felsefesi. – Ankara: Doğu Batı Yayınları, 2023.
Ismail Hakki Bursevi. Ruhul-beyan tefsiri. Cild: 5. – İstanbul: Damla Yayinevi, 2012.
Kılıç M. E. Şeyh-i Ekber: İbn Arabı Düşüncesine Giriş. – İstanbul: Sufi Kitap, 2022.
Levend A. S. Ali Şir Nevaı. I.Cild. Hayatı, sanatı va kişiligi. – Ankara: Türk tarıh kurumu basimevi, 1965.
Xoжa Убaйдуллoҳ Aҳрoр. Тaбaррук рисoлaлaр. – Тoшкeнт: Aдoлaт, 2004.
Yılmaz H. K. Tasavvuf ve Tarikatlar. – İstanbul: Ensar, 2004.
Давлатов О. Ибн ал-Арабий ва унинг ваҳдат ул-вужуд фалсафаси. – Тошкент: Фан, 2008.
Имом Муҳаммад Ғаззолий. Аллоҳнинг гўзал исмлари. Таржимон: М.Исмоилов. – Самарқанд: Имом Бухорий халқаро маркази нашриёти, 2017.
Имомназаров М. XXI аср навоийшунослиги: методология муаммолари /Алишер Навоий ва XXI аср. Халқаро илмий-назарий анжуман материаллари. – Тошкент, 2019. Б: 13 – 19.
Жабборов Н. Маоний аҳлининг соҳибқирони. – Тошкент: Adabiyot, 2021.
Умар Форуқ Сайдо ал-Жазарий. Тасаввуф сирлари. – Тошкент: Мовароуннаҳр, 2004.
Холмўминов Ж. Ваҳдат ул-вужуд фалсафаси ва Нақшбандия таълимоти. – Тошкент: Tafakkur, 2020.
Шайх Муҳаммад Содиқ Муҳаммад Юсуф. Тафсири Ҳилол. 4-жуз. – Тошкент: Hilol-Nashr, 2019.
Эшонбобоев А. Ваҳдат ул-вужуд ва Навоий дунёқараши // Ўзбек тили ва адабиёти. 2014 йил, 1-сон. Б: 45 – 49.