РОЛЬ АМИРА ХУСРАВА ДЕХЛАВИ И АЛИШЕРА НАВОИ В ДУХОВНОМ СОВЕРШЕНСТВЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Ключевые слова:
Алишер Навои, лирическое наследие, текстуальность, духовное совершенство, путешествие Фархада в Грецию, Ибн Халдун, «городское сообщество», мифология, Сунна, мусульманское просвещение, мистические учения и гнозис, «Методология», монотеистическое мышление, ибратское просвещение, просветление науки, просветительское мышление, художественное мышление, Амир Хусрав Дехлави, Хафиз Шерози, Алишер Навои, «настоящая любовь», «образная любовь», гармония внешнего и внутреннего мира, гармония божественной и человеческой любви, сердце, Махбуб уль-кулубАннотация
В статье автор подходит к проблеме духовного совершенствования человечества как востоковед-литературовед и тему раскрывает с совершенно новых позиций. Например, развитие истории Древнего мира делится на следующие три периода: 1) первобытное общество, 2) образование городов-государств и 3) период образования империй, таким образом, согласуя историческую периодизацию с периодизацией археологов как "каменный век", "век бронзы", "век железа". Этот новый подход опирается на воззрения крупнейших средневековых восточных мыслителей и результаты новейших исследований ученых востоковедов. Духовное совершенствование человечества в эпоху Древнего мира в основном происходит в пределах мифологического мышления, что давно доказано в фундаментальных исследованиях крупнейших ученых мира.
История Средных веков с точки зрения духовного совершенствования человечества рассматривается в пределах развития мусулманского культурного региона VIII-X веков в качестве развития "таухидного (единобытного) мышления", которое происходит в пределах следующих 4х этапов: 1)Этап Сунны (VIII-IX века), 2) Этап Мусульманского Просвещения (X-XI века),3) Этап Суфийских орденов и Ирфан (XII-XIII века), 4) Этап "Мажоз тариқи" (XIV-XV века). Последный и самый высший этап "таухидного мышления", название, теоретическое обоснование и подробное раскрытие содержания которого мы находим в творческих наследиях таких великих поэтов средневековья как Амир Хусрав Дехлеви и Алишер Навои в статье рассматривается более подробно. Таким образом, автор пытается доказать, что классическая литература Востока Средных веков в самом пике своего развития смог путем художественного мышления достичь великих высот духовного совершенства и раскрыть подлинный смысл "таухидного мышления", изложенного в Коране.
Теоретические положения, изложенные в виде кратких тезисов в данной статьи более подробно изложены в ряде монографических исследованиях и научных статьях, опубликованных в разные годы с 90х годов XX века до настоящего времени.
Библиографические ссылки
Lazard G. La language simbolique du ghazal. – Convegno internazionale sulla hoesia di Hafez. – Roma, 1978. – P. 61.
Абу Ҳомид Ғаззолий. Кимиёйи саодат (Руҳ ҳақиқати). – Т.: Адолат, 2005. – С. 36.
Алишер Навоий. Мукаммал асарлар тўплами. Йигирма томлик. Саккизинчи том. Хамса: Фарҳод ва Ширин. – Т.: Фан, 1991. – 544 б.
Алишер Навоий. Хамса. – Т., 1960. – 447 б.
Амир Хусрау Дихлави. Ширин и Хусрау (критический текст). – М.: Наука, 1979. – С. 40.
Бақоев М. Ҳаёт ва эжодиёти Хусрави Деҳлавий. – Душанбе: Дониш, 1975. – 247 с.
Бертельс Е.Э. Избранные труды. Навои и Джами. – М.: Наука, 1965. – С. 141-352.
Бертельс Е.Э. Избранные труды. Низами и Фузули. – М.: Наука, 1962. – С. 204-281.
Бертельс Е.Э. Избранные труды. Суфизм и суфийская литература. – М.: Наука, 1965. – 419 с.
Бьюкенен П. Смерть Запада. – М.: АСТ, 2003.
Голосовкер Я.Э. Логика мифа. – М.: Наука, 1987.
Морис Букай. Библия, Коран и наука (La Bible, le Coran et la Science : Les Écritures Saintes examinées à la lumière des connaissances modernes, Seghers, 1976).
Османов М. Стиль персидско-таджикской поэзии (IX-X вв.). – М.: Наука, 1974. – 296 с.
Очерки истории арабской культуры V-XV вв. – М.: Наука, 1982. – С. 311-356.
Ҳасанов А. Қадимги Арабистон ва илк ислом. Жоҳилия асри. – Т.: Тошкент ислом университети, 2001. – Б. 8-9.