ПРОБЛЕМЫ ИСТОЧНИКОВ, СФОРМИРОВАВШИХ СУФИЗМ В АНАЛИЗЕ СРАВНИТЕЛЬНОГО СУФИЕВЕДЕНИЯ
Ключевые слова:
религия, ислам, суфизм, суфиеведение, мистика, философско-мистические школы, сравнительный анализ, сравнительное суфиеведение, буддизм, зороастризм, христианство, манихействоАннотация
В мировом востоковедении и исламоведении существуют различные взгляды на религиозные и философские учения, которые оказали влияние и способствовали возникновению и формированию учения суфизма. Некоторые европейские ученые-востоковеды стремятся обнаружить корни суфизма в Западной цивилизации, а именно – в античной философии и христианской религии, в то время, как другие исследователи ищут корни суфизма в древнеиндийских религиях, как ведических, так и неведических, например, в буддизме, а также в религиях Древнего Ирана – маздеизме, зороастризме и манихействе. Также ещё одна группа ученых Востока и востоковедов Европы считают, что подлинным источником суфизма является религия ислама.
Данная статья посвящена исследованию и сравнительному анализу указанных дискуссий. По мнению автора, в каждом религиозно-философском учении присутствуют мистические принципы, схожие с суфийским учением в исламе и философией мистицизма. Сравнительное исследование и анализ этих мистических принципов и суфизма в исламе позволяет ещё глубже изучить сущность этих учений.
Библиографические ссылки
Комил инсон ҳақида тўрт рисола. / Форс тилидан Нажмиддин Комилов таржимаси. – Тошкент: “Маънавият”, 1997.
Абдуллаев А. Тасаввуф ва унинг намояндалари. – Термиз, 2007.
Miguel Asin Palacios. El Islam Cristiani rado. – Madrid, 1932.
Carra de Vaux. Gazali. Paris, 1902.
Nicholson R.A. The Idea of Personality in Sufism. – New Delhi, 1976.
Гольдциер И. Лекции об исламе. – Санкт-Петербург: Брокгауз-Ефрон, 1912.
Бартольд В.В. Учёные мусульманского «Ренессанса». //Соч. Т. VI. – Москва, 1966.
Из философского наследия народов Ближнего и Среднего востока. – Ташкент: “Фан”, 1972.
Усмон Нурӣ Тӯпбаш. Тасаввуф. – Душанбе: Гурӯҳи нашриётии паёми “САБЗ”, 2014.
بدوی، عبدالرحمن. تاریخ تصوف اسلامی. از آغاز سده دوم هجری./ ترجمه محمودرضا افتخارزاده. - تهران: دفتر نشر اسلامی، ۱۳۷۵
Шайх Муҳаммад Содиқ Муҳаммад Юсуф. Нақшбандия. Вазифалар. Зикрлар. – Тошкент: “Nihol-nashr”, 2018.
عطار، فرید الدین. منطق الطیر. - تهران، ۱۳۴۰. – ص.۲۷۶
حضرت شیخ المشایخ جنید بغدادی. // فرید الدین عطار. تذکرة الاوليأ. / با مقدمه و تصحىح محمد استعلامی. - تهران، ١٣٨٤. - ص. ٨٩
. - ص. ۱۰۵ تهران،۱۳۴۳ - سرچشمه های تصوف در ایران. نفیسی، سعید.
Комилов Н. Тасаввуф. Биринчи китоб. – Тошкент, 1996.
انصاری، عبدالله. صد میدان. - کابل، ۱۳۴۱. - ص. ۴
Ҳаким ат-Термизийнинг ушбу номдаги китоби фақат шу манбада тилга олинади.
الهجويرى الغزنوى، ابوالحسن على بن عثمان الجلابى. كشف المحجوب. / متن انتقادى و. ژوکوفسکی. - تهران: نشر اناصری، ۱۳۷۶. - ص. ۵۰