ФИЛОСОФСКО-КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЗБЕКИСТАНА В РАЗВИТИИ НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
Ключевые слова:
история философии, Узбекистан, узбекская модель развития, модернизация, парадигма, эволюционно-этапная модель модернизации, Стратегия действийАннотация
В данной статье рассмотрена очень важная проблема социальной философии - историческая динамика важнейших цивилизационных ареалов. Принимая во внимание важность процессов глобализации и интенсивных межкультурных связей, анализируется специфика той или иной цивилизации на примере Узбекистана. Центральное внимание уделено анализу социокультурных трансформаций за годы независимости страны, начиная с первых шагов воплощения в реальность своего рода социальной модели с национальной спецификой - «узбекской модели» принятия Новая стратегия страны. Основываясь на историко-культурных знаниях, в работе выделены три этапа социокультурного развития Узбекистана. Каждый из этапов представляет собой качественный скачок в социальной трансформации общества.
Первые два этапа, начиная с восточного перипатетизма, а затем зарождающегося гуманизма мыслителей XIV-XV вв., представляют собой эпоху Возрождения. Третий этап возрождения страны связан с модернизационными процессами «Стратегии действий». Опираясь на концепцию «Истории философии» Ю. Семенова, в статье акцентируется внимание на национальное самосознание и идентификацию. При этом, согласно современным представлениям истории философии, указываются принципы цикличности в развитии Узбекистана. Разделяя сам период независимости страны на три этапа, указывается своеобразие «Стратегии действий» как метода, ускоряющего модернизационные процессы во всех сферах жизни общества, от системы образования до вопросов безопасности. Таким образом, в данной статье предпринята попытка выявить как общие тенденции, так и своеобразие в подходах к оценке тех или иных исторических процессов в общественном развитии Узбекистана.
Библиографические ссылки
Ўзбекистон Республикаси Президенти Шавкат Мирзиёев раислигида 2021 ийл 19 январь куни видеоселектор йиғилишидаги нутқи. Веб-сайт: https://aniq.uz/yangiliklar/shavkat-mirziyoev-milliy-tarixni-milliy-ruh-bilan-yaratish-kerak-aks-holda-uning-tarbiyaviy-tasiri-bulmayd.
Каримов И.А. Демократик ислоҳотларни чуқурлаштириш ва фуқаролик жамиятини ривожлантириш – мамлакатимиз тараққиётининг асосий мезони. 19-ж. – Тошкент: Ўзбекистон, 2011й.
Ўзбекистон мустақилликка эришиш остонасида. – Тошкент: Ўзбекистон, 2011й.
Мирзиёев Ш.М. Эркин ва фаровон, демократик Ўзбекистон давлатини биргаликда барпо этамиз. – Тошкент: Ўзбекистон, 2016й.
Мирзиёёев Ш.М. Қонун устуворлиги ва инсон манфаатларини таъминлаш – юрт тараққиёти ва халқ фаровонлигининг гарови. - Тошкент: Ўзбекистон, 2017й.
Мирзиёев Ш.М. Танқидий таҳлил, қатъий тартиб-интизом ва шахсий жавобгарлик - ҳар бир раҳбар фаолиятининг кундалик қоидаси бўлиши керак. – Тошкент: Ўзбекистон, 2017й.
Мирзиёев Ш.М. Буюк келажагимизни мард ва олижаноб халқимиз билан бирга қурамиз. – Тошкент: Ўзбекистон, 2017й.
Жураев Н. Тарих фалсафасининг назарий асослари. – Т.: Маънавият, 2008й.
Хожиев Т. “Модернизация назариялари эволюциясининг фалсафий-концептуал таҳлили” (PhD) диссертацияси. – Т., 2019й.
Ўзбекистон Республикаси Президенти Шавкат Мирзиёевнинг Ўқитувчи ва мураббийлар кунига бағишланган тантанали маросимдаги нутқи. Веб-сайт: https://uza.uz/uz/posts/zbekiston-respublikasi-prezidenti-shavkat-mirziyeevning-ituv-30-09-2020.
Семенов Ю.И. Философия истории от древности до наших дней: Общая теория, основные проблемы, идеи и концепции. – М.: Современные тетради, 2003г.
Семёнов Ю. И. Нация // Словарь философских терминов. – М.: ИНФРА-М, 2004г.
Каримов И.А. Ўзбекистон мустақилликка эришиш остонасида. -Тошкент: Ўзбекистон, 2011.