АНАЛИЗ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АБУ МАНСУР МОТУРИДИ

Авторы

  • Журабек Собирбоевич Содиков

Ключевые слова:

Мотуриди, Самарканд, Ахль аль-Сунна, калам, акида, тафсир, мотуриди, ханафи.

Аннотация

В этой статье сравнивается имеющаяся информация о жизни и творчестве Абу Мансура Мотуриди, основателя учения Мотуриди, великого исследователя Ахль ас-Сунны, и проясняются многие противоречия в этом отношении. В частности, сравнивались различные сведения о рождении и смерти ученого, его учителя и учеников, а также его труды, и на основе доказательств была предпринята попытка раскрыть настоящую правду.

В источниках не указана дата рождения Абу Мансура Мотуриди. Другая информация об Алломе не позволяет этого определить. Поэтому на этот счет есть только предположения. Информация о других сторонах жизни и деятельности ученого также разнится в источниках. Это связано с тем, что большая часть информации о личности ученого датируется долгим временем после его смерти.

Хотя не упоминается, что Мотуриди, как и многие другие ученые, путешествовал в поисках знаний, он стал зрелым ученым своего времени. Это можно объяснить тем, что в то время Самарканд был одним из центров исламской науки, собравшим многих зрелых ученых своего времени. По этой причине Мотуриди не нужно было путешествовать в поисках знаний.

Абу Мансур Мотуриди основывал свое вероучение на произведениях, рассказанных Абу Ханифой, и на их основе разработал новые вопросы. В ходе своих исследований по этим вопросам ученый стремился доказать их несомненными убедительными доказательствами.

Ученики и последователи ученого сыграли важную роль в развитии вероучения Мотуриди. Они привели работы ученого в форму книги, прокомментировали их и написали новые работы, основанные на вероучении Мотуриди.

Библиографические ссылки

Муҳиддин Абу Муҳаммад ибн Абилвафо. Ал-Жавоҳир ал-мудийя фи табақоти ал-ҳанафия. – Мадина: Дор ал-ҳижр, 1993. – Ж. III.– Б. 360. (Muhiddin Abu Muhammad ibn Abilvafo. Al-Jawahir al-mudiyya fi tabaqoti al-hanafiya. – Madina: Dor al-hijr, 1993. – Vol. III. –P. 360.)

Рудольф У. Ал-Мотуридий ва Самарқанд суннийлик илоҳиёти. –Тошкент: Имом ал-Бухорий халқаро жамғармаси, 2001. – Б. 115. (Rudolf U. Al-Moturidi and Samarkand Sunni theology. –Tashkent: Imam al-Bukhari International Foundation, 2001. –P. 115.)

Абул Муъин Насафий. Табсират ул-адилла. – Қоҳира: Ал-Мактаба ал-азҳария лит-турос, 2011. – Ж. I. – Б. 557. (Abul Mu'in Nasafi. Tabsirat ul-adilla. – Cairo: Al-Maktaba al-azhariya lit-turos, 2011. –Vol. I.–P. 557.)

Абулқосим ибн Асокир Димашқий. Табйийн ал-кизб ал-муфтаро фий ма нусиба илал-имам Абилҳасан ал-Ашъарий. – Дамашқ: Дор ал-фикр, 1979. – Б. 146-147. (Abulqasim ibn Asakir Damasci. Tabyiyn al-kizb al-muftaro fiy ma nusiba ilal-imam Abilhasan al-Ash'ariy. – Damascus: Dor al-fikr, 1979. – P.146-147.)

Рудольф У. Ал-Мотуридий ва Самарқанд суннийлик илоҳиёти. –Тошкент: Имом ал-Бухорий халқаро жамғармаси, 2001. – Б. 116-119. (Rudolf U. Al-Moturidi and Samarkand Sunni theology. – Tashkent: Imam al-Bukhari International Foundation, 2001. – P. 116-119.)

Муҳаммад Абу Заҳра. Тарих ал-мазаҳиб ал-исламийя. – Қоҳира: Дор ал-фикр. – Б. 164. (Muhammad Abu Zahra. Tarix al-mazahib al-islamiyya. – Cairo: Dor al-fikr. –P. 164.)

С.Оқилов. Мовароуннаҳрда мотурудия таълимотининг шаклланиш тарихи / Монография. – Тошкент: Мовароуннаҳр, 2012. – Б. 57-58. (S.Akilov. History of the formation of the doctrine of moturudiya in Movarounnahr / Monograph. – Tashkent: Movarounnahr, 2012. – P. 57-58.)

Ўша асар: – Б. 58 (That book: – P. 58.)

Рудольф У. Ал-Мотуридий ва Самарқанд суннийлик илоҳиёти. –Тошкент: Имом ал-Бухорий халқаро жамғармаси, 2001. – Б. 117. (Rudolf U. Al-Moturidi and Samarkand Sunni theology. – Tashkent: Imam al-Bukhari International Foundation, 2001. – P. 117.)

С.Оқилов. Мовароуннаҳрда мотурудия таълимотининг шаклланиш тарихи / Монография. – Тошкент: Мовароуннаҳр, 2012. – Б. 58-59. (S.Akilov. History of the formation of the doctrine of moturudiya in Movarounnahr / Monograph. – Tashkent: Movarounnahr, 2012. – P. 58-59.)

Аhmet АК. Büyük türk âlimi Maturidi ve Maturidilik. – Истанбул: Байрак, 2008. – Б. 36. (Ahmet AK. The great Turkish scholar Maturidi and Maturidism. – Istanbul: Bayrak, 2008. –P. 36.)

Мотуридий. Таъвилот аҳли-с-сунна / Фотима Юсуф Хаймий таҳрири остида. – Байрут: Муассасат ар-Рисала ан-Наширун, 2004. – Ж. V. – Б. 535. (Moturidi. Ta’wilat аhl as-sunnah. Edited by Fatima Yusuf Khaymi. – Beirut: Muassasat ar-Risala an-Nashirun, 2004. –Vol. V. – P. 535.)

Мониъ ибн Ҳаммод Жуҳаний. Мавсуот ал-муяссара. – Ар-Риёд: Дор ан-надва, 1997. – Ж. I. – Б. 96-97. (Mani' ibn Hammad Juhani. Mavsuot al-muyassara. – Riyadh: Dorun-nadva, 1997. –Vol. I. – P. 96-97.)

Муҳиддин Абу Муҳаммад ибн Абилвафо. Ал-Жавоҳир ал-мудийя фи табақоти ал-ҳанафия. – Мадина: Дор ал-ҳижр, 1993. – Ж. III. – Б. 359. (Muhiddin Abu Muhammad ibn Abilvafo. Al-Jawahir al-mudiyya fi tabaqoti al-hanafiya. – Madina: Dor al-hijr, 1993. – Vol. III. – P. 359.)

Муҳаммад ибн Ҳасан Ҳажавий. Ал-Фикр ас-сомий. – Работ: Матбаъа ал-маориф, 1340 ҳ. – Ж. III. – Б. 93. (Muhammad ibn Hasan Hajavi. Al-Fikr as-somiy. –Rabat: Matba'a al-maorif, 1340 h. –Vol. III. – P. 93.)

Абул-Юср Паздавий. Усул ад-дин. – Қоҳира: ал-Мактаба ал-азҳария ли-т-турос, 2003. – Б. 14. (Abul-Yusr Pazdavi. Usul ad-din. – Cairo: al-Maktaba al-azhariya li-t-turos, 2003. – P. 14. )

Абдулҳай Лакнавий. Ал-фавоид ал-баҳийя фий тарожим ал-ҳанафийя. – Миср: Матбаъа ас-саъада, 1324 ҳ. – Б. 195. (Abdulhay Laknaviy. Al-favoid al-bahiyya fiy tarojim al-hanafiyya. – Egypt: Matba'a as-sa'ada, 1324 h. – P. 195.)

Муҳаммад ибн Муҳаммад Зубайдий. Итҳоф ас-саъада ал-муттақин. – Байрут: Муассасат ат-таърих ал-арабий,1993. – Ж. II. – Б. 5. (Muhammad ibn Muhammad Zubaydi. Ithof as-sa'ada al-muttaqin. – Beirut: Muassasat at-Tarikh al-Arabi, 1993. – Vol. II. – P. 5.)

Аҳмад ибн Авадуллоҳ Ҳарбий. Ал-Мотуридия. – Ар-Риёд: Дор ал-асима, 1992. – Б. 83-84. (Ahmad ibn Awadullah Harbiy. Al-Moturidiya. – Riyadh: Dor al-asima, 1992. – P. 83-84.)

Аҳмад Саъд Даманҳурий. Садд ас-суғур би сийрати алам ал-ҳуда Аби Мансур ал-Матуридий. – Аммон: Дор ан-нур ал-мубийн, 2018. – Б. 85-87. (Ahmad Sa'd Damanhuri. Sadd as-sugur bi siyrati alam al-huda Abi Mansur al-Maturidi. – Ammon: Dor an-nur al-mubiyn, 2018. – P. 85-87.)

Муҳаммад Абу Заҳра. Тарих ал-мазаҳиб ал-исламийя. – Қоҳира: Дор ал-фикр. – Б. 165-166. (Muhammad Abu Zahra. Tarix al-mazahib al-islamiyya. – Cairo: Dor al-fikr. – P. 165-166.)

Муҳиддин Абу Муҳаммад ибн Абилвафо. Ал-Жавоҳир ал-мудийя фи табақоти ал-ҳанафия. – Мадина: Дор ал-ҳижр, 1993. – Ж. III. – Б. 360. (Muhiddin Abu Muhammad ibn Abilvafo. Al-Jawahir al-mudiyya fi tabaqoti al-hanafiya. – Madina: Dor al-hijr, 1993. – Vol. III. – P. 360.)

Рудольф У. Ал-Мотуридий ва Самарқанд суннийлик илоҳиёти. –Тошкент: Имом ал-Бухорий халқаро жамғармаси, 2001. – Б. 117-118. (Rudolf U. Al-Moturidi and Samarkand Sunni theology. – Tashkent: Imam al-Bukhari International Foundation, 2001. – P. 117-118.)

Аҳмад ибн Авадуллоҳ Ҳарбий. Ал-Мотуридия. – Ар-Риёд: Дор ал-асима, 1992. – Б. 100-103. (Ahmad ibn Awadullah Harbiy. Al-Moturidiya. – Riyadh: Dor al-asima, 1992. – P. 100-103.)

Адил Бебек. The problem of sin in Moturidi. – Истанбул: Байрак, 1998. – Б. 21-22. (Adil Bebek. Matürldîde sin problem. – Istanbul: Bayrak, 1998. –P. 21-22.)

Аhmet АК. Büyük türk âlimi Maturidi ve Maturidilik. – Истанбул: Байрак, 2008. – Б. 44. (Ahmet AK. The great Turkish scholar Maturidi and Maturidism. – Istanbul: Bayrak, 2008. – P. 44.);С.Оқилов. Мовароуннаҳрда мотурудия таълимотининг шаклланиш тарихи / Монография. – Тошкент: Мовароуннаҳр, 2012. – Б. 77. (S.Akilov. History of the formation of the doctrine of moturudiya in Movarounnahr / Monograph. – Tashkent: Movarounnahr, 2012. – P. 77.)

Аҳмад ибн Авадуллоҳ Ҳарбий. Ал-Мотуридия. – Ар-Риёд: Дор ал-асима, 1992. – Б. 104-108. (Ahmad ibn Awadullah Harbiy. Al-Moturidiya. – Riyadh: Dor al-asima, 1992. – P. 104-108.); Аhmet АК. Büyük türk âlimi Maturidi ve Maturidilik. – Истанбул: Байрак, 2008. – Б. 47-48. (Ahmet AK. The great Turkish scholar Maturidi and Maturidism. – Istanbul: Bayrak, 2008. – P. 47-48.);С.Оқилов. Мовароуннаҳрда мотурудия таълимотининг шаклланиш тарихи / Монография. – Тошкент: Мовароуннаҳр, 2012. – Б. 82-85. (S.Akilov. History of the formation of the doctrine of moturudiya in Movarounnahr / Monograph. – Tashkent: Movarounnahr, 2012. – P. 82-85.); Рудольф У. Ал-Мотуридий ва Самарқанд суннийлик илоҳиёти. –Тошкент: Имом ал-Бухорий халқаро жамғармаси, 2001. – Б. 138. (Rudolf U. Al-Moturidi and Samarkand Sunni theology. – Tashkent: Imam al-Bukhari International Foundation, 2001. – P. 138.)

Камолиддин Баёзий. Ишорот ал-маром мин ибарот ал-имом. – Миср: Мустафо ас-Соний, 1949. – Б. 6. (Kamoliddin Bayozi. Ishorot al-marom min ibarot al-imam. – Egypt: Mustafa as-Soniy, 1949. – P. 6.)

Абул Муъин Насафий. Табсират ул-адилла. – Қоҳира: Ал-Мактаба ал-азҳария лит-турос, 2011. – Ж. I. – Б. 556. (Abul Mu'in Nasafi. Tabsirat ul-adilla. – Cairo: Al-Maktaba al-azhariya lit-turos, 2011. – Vol. I. – P. 556.)

Муҳиддин Абу Муҳаммад ибн Абилвафо. Ал-Жавоҳир ал-мудийя фи табақоти ал-ҳанафия. – Мадина: Дор ал-ҳижр, 1993. – Ж. III. – Б. 360. (Muhiddin Abu Muhammad ibn Abilvafo. Al-Jawahir al-mudiyya fi tabaqoti al-hanafiya. – Madina: Dor al-hijr, 1993. – Vol. III. – P. 360.)

Карл Броккелман. Тарих ат-турас ал-арабий. – Қоҳира: Дор ал-маориф, 1959. – Ж. IV. – Б. 42-43. (Karl Brokkelman. Tarix at-turas al-arabi. – Cairo: Dor al-maorif, 1959. –Vol. IV. – P. 42-43.)

Фуад Сезгин. Geschichte des arabischen schrifttums. – Лейден: Е.Ж.Брилл, 1967. – Б. 605-606. (Fuad Sezgin. Geschichte des arabischen schrifttums. – Leiden: E.J.Brill, 1967. – P. 605-606.)

Зиёдов Ш. Абу Мансур ал-Мотуридий ёзма мероси ва унинг “Китоб ат-Таъвилот” асари / Тарих фанлари номзоди илмий даражасини олиш учун тайёрланган номзодлик диссертация иши. – Тошкент: Ўз.Р.ФАШИ, 2003. – Б. 49-53. (Ziyodov Sh. The written legacy of Abu Mansur al-Moturidi and his work “Kitab at-Tawilat” / Candidate's dissertation for the degree of Candidate of Historical Sciences. – Tashkent: O'z.R.FASHI, 2003. –P. 49-53.)

Муҳаммад Абу Заҳра. Тарих ал-мазаҳиб ал-исламийя. – Қоҳира: Дор ал-фикр. – Б. 166. (Muhammad Abu Zahra. Tarix al-mazahib al-islamiyya. – Cairo: Dor al-fikr. – P. 166.)

Аҳмад ибн Авадуллоҳ Ҳарбий. Ал-Мотуридия. – Ар-Риёд: Дор ал-асима, 1992. – Б. 109-114. (Ahmad ibn Awadullah Harbiy. Al-Moturidiya. – Riyadh: Dor al-asima, 1992. – P. 109-114.)

Аhmet АК. Büyük türk âlimi Maturidi ve Maturidilik. – Истанбул: Байрак, 2008. – Б. 53. (Ahmet AK. The great Turkish scholar Maturidi and Maturidism. – Istanbul: Bayrak, 2008. – P. 53.)

Рудольф У. Ал-Мотуридий ва Самарқанд суннийлик илоҳиёти. – Тошкент: Имом ал-Бухорий халқаро жамғармаси, 2001. – Б. 139-142. (Rudolf U. Al-Moturidi and Samarkand Sunni theology. – Tashkent: Imam al-Bukhari International Foundation, 2001. – P. 139-142.)

Абул Муъин Насафий. Табсират ул-адилла. – Қоҳира: Ал-Мактаба ал-азҳария лит-турос, 2011. – Ж. I. – Б. 556. (Abul Mu'in Nasafi. Tabsirat ul-adilla. – Cairo: Al-Maktaba al-azhariya lit-turos, 2011. – Vol. I. – P. 556.)

Загрузки

Опубликован

2022-03-01

Выпуск

Раздел

Статьи