ФАКТОРЫ, ПОВЛИЯВШИЕ НА СТРОИТЕЛЬСТВО ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ ТАШКЕНТ – ОРЕНБУРГ
Ключевые слова:
Российская империя, Туркестанский край, Туркестанская генерал–губернаторство, метрополия, караванные пути, Закаспийская военная железная дорога: дефекты и проблемы, Ташкент-Оренбургская железная дорогаАннотация
Данная статья посвящена факторам, повлиявшим на строительство железной дороги Ташкент – Оренбург. В статье на основе архивных документов хранящиеся в Центральном государственном архиве Республики Узбекистан, опубликованные официальные документы, материалы периодической печати и различных литератур было раскрато факторы, повлиявшие на строительство железной дороги Ташкент – Оренбург.
Библиографические ссылки
Шавкат Мирзиёев. “Ўзбекистон темир йўллари” акциядорлик жамияти жамоасига // Шавкат Мирзиёев. Нияти улуғ халқнинг иши ҳам улуғ, ҳаёти ёруғ ва келажаги фаровон бўлади. 3-жилд, Т., “Ўзбекистон”, 2019, 333-бет. (Shavkat Mirziyoev. To the team of "Uzbekistan Railways" Joint Stock Company // Shavkat Mirziyoev. The work of a people with a great intention will be great, their life will be bright and their future will be prosperous. Volume 3, T., "Uzbekistan", 2019, page 333.
Железные дороги в Среднюю Азию. Сборник статей и проектов по проведению железных дорог в Среднюю Азию. С 23 марта 1854 г. по 27 мая 1874 года. Туркестанская Публичная библиотека. (Railways to Central Asia. Collection of articles and projects on the construction of railways in Central Asia. From March 23, 1854 to May 27, 1874. Turkestan Public Library).
ЎзР МДА, И-1 жамғарма, 11-рўйхат, 1308-йиғма жилд, 5-орқа варақ. О проведении железной дороги от Оренбурга до Ташкента через Чимкент и до Великой Сибирской железной дороги. Записка о Средне-Азиатской железной дороге и ее примуществах в направлениях от г. Оренбурга на г. Ташкент (составлена М. А. Юдиным). (OzR MDA, I-1 collection, list 11, 5th page . On the construction of a railway from Orenburg to Tashkent through Chimkent and to the Great Siberian Railway. A note about the Central Asian Railway and its advantages in directions from Orenburg to Tashkent (compiled by M. A. Yudin).
Ўша жойда, 5-орқа варақ. (In the same place, 5th back sheet).
М. И. Вексельман. Российский монополистический и иностранный капитал в Средней Азии (конец XIX- начало XX в.). Ташкент, Издательство «Фан», Узбекской ССР., 1987, 20-бет. (M. I. Vekselman. Russian monopoly and foreign capital in Central Asia (late XIX - early XX centuries). Tashkent, Publishing House "Fan", Uzbek SSR., 1987, 20-bet).
Суворов В. А. Историко-экономический очерк развития Туркестана (по материалам железнодорожного строительства в 1880-1917 гг.). Т., Госиздат УзССР, 1962, 28-бет. (Suvorov V. A. Historical and economic sketch of the development of Turkestan (based on materials of railway construction in 1880-1917). T., State Publishing House of the UzSSR, 1962, page 28).
ЎзР МДА, И-1 жамғарма, 11-рўйхат, 1308-йиғма жилд, 5-орқа варақ. О проведении железной дороги от Оренбурга до Ташкента через Чимкент и до Великой Сибирской железной дороги. Записка о Средне-Азиатской железной дороге и ее примуществах в направлениях от г. Оренбурга на г. Ташкент (составлена М. А. Юдиным). (OzR MDA, I-1 collection, list 11, 5th page . On the construction of a railway from Orenburg to Tashkent through Chimkent and to the Great Siberian Railway. A note about the Central Asian Railway and its advantages in directions from Orenburg to Tashkent (compiled by M. A. Yudin)).
Ўша жойда, 5-орқа варақ. (In the same place, 5th back sheet).
Ўша жойда, 5-орқа варақ. (In the same place, 5th back sheet).
Ўша жойда, 5-орқа варақ. (In the same place, 5th back sheet).
Железные дороги в Среднюю Азию. Сборник статей и проектов по проведению железных дорог в Среднюю Азию. Дело № 170. По записке князь Барятинского об устройстве железной дороги между морями Каспийским и Аральским. С.-Петербург, 1874, 10-бет. (Railways to Central Asia. Collection of articles and projects on the construction of railways in Central Asia. Case No. 170. According to a note from Prince Baryatinsky about the construction of a railway between the Caspian and Aral seas. St. Petersburg, 1874, page 10).
ЎзР МДА, И-1 жамғарма, 11-рўйхат, 1308-йиғма жилд, 5-орқа варақ. О проведении железной дороги от Оренбурга до Ташкента через Чимкент и до Великой Сибирской железной дороги. Записка о Средне-Азиатской железной дороге и ее примуществах в направлениях от г. Оренбурга на г. Ташкент (составлена М. А. Юдиным). (OzR MDA, I-1 collection, list 11, 5th page . On the construction of a railway from Orenburg to Tashkent through Chimkent and to the Great Siberian Railway. A note about the Central Asian Railway and its advantages in directions from Orenburg to Tashkent (compiled by M. A. Yudin)).
Ўша жойда, 5-орқа варақ. (In the same place, 5th back sheet).
Ўша жойда, 5-орқа варақ. (In the same place, 5th back sheet).
Антипин В. Н., Левашов Н. Н. Путеводитель по Туркестану и Средне-Азиатской железной дороги: с историческим очерком сооружения и эксплуатации Закаспийской военной железной дороги и очерком Оренбург – Ташкентской железной дороги. Пол ред. Д. И. Дмитриева – Мамонова. СПб, 1903, Верховский Н. П. Туркестан в районе Ташкентской железной дороги и грузы этой дороги. СПб, 1910, Вацлик И. Я. Закаспийская железная дорога её значение и будущность. СПб, 1988, Гулишамбаров С. И. Экономический обзор Туркестанского района, обслуживаемого Среднеазиатской железной дороги. Асхабад, 1913, Кривошеин А. В. Записка главноуаравляющего землеустройством и земледелием о поездке в Туркестанский край в 1912 году. Полтава. Электрическая типо-литография И. Л. Фришберга, 1912, Тереньтов М. А. История завоевания Средней Азии. С картами и планами. Т. III, СПб, Типо-литография В. В. Комарова, 1906, Ахмеджанова З. К. К истории строительства железных дорог в Средней Азии (1880-1917 гг.). Т., Наука, 1965, Кунавина Г. С. Формирование железнодорожного пролетариата в Туркестане (1881-1914 гг). Т. Фан, 1967, Суворов В. А. Историко-исторический очерк развития Туркестана (по материалам железнодорожного строительства в 1880-1917 гг.). Т., Госиздат УзССР, 1962 ва ҳакозалар. (Antipin V.N., Levashov N.N. Guide to Turkestan and the Central Asian Railway: with a historical outline of the construction and operation of the Trans-Caspian Military Railway and an outline of the Orenburg - Tashkent Railway. Paul ed. D.I. Dmitrieva - Mamonova. St. Petersburg, 1903, Verkhovsky N.P. Turkestan in the area of the Tashkent railway and the cargo of this road. St. Petersburg, 1910, Vaclik I. Ya. Transcaspian railway, its significance and future. St. Petersburg, 1988, Gulishambarov S.I. Economic review of the Turkestan region served by the Central Asian Railway. Askhabad, 1913, Krivoshein A.V. A note from the chief manager of land management and agriculture about a trip to the Turkestan region in 1912. Poltava. Electric typo-lithography by I. L. Frishberg, 1912, Terentov M. A. History of the conquest of Central Asia. With maps and plans. T. III, St. Petersburg, Typo-lithography by V.V. Komarova, 1906, Akhmedzhanova Z.K. On the history of the construction of railways in Central Asia (1880-1917). T., Science, 1965, Kunavina G.S. Formation of the railway proletariat in Turkestan (1881-1914). T. Fan, 1967, Suvorov V. A. Historical and historical sketch of the development of Turkestan (based on materials of railway construction in 1880-1917). T., State Publishing House of the UzSSR, 1962 va khakozalar.)