НЕКОТОРЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ О ФАНО И ФОНИ В ТВОРЧЕСТВЕ АЛИШЕРА НАВОЯ

Авторы

  • Алишер РАЗЗОКОВ

Ключевые слова:

Алишер Навои, фано, фони, бако, суфизм, газел, кита, поэма, художественная интерпретация

Аннотация

В данной статье изучается художественная интерпретация суфийских взглядов «фано» и «бако» в творчестве Алишера Навои. Для освещения темы первоначально анализированы и классифицированы мысли о понятии «фано» в классических источниках. В частности для интерпретации художественных текстов взяты в основу мысли из «Аль- Лумаъ» Абу Насра Саррож, «Рисолайи Кушайрия» Абдулкарима Кушайрий, из произведений представителей ордена накшбандия «Фасл ул-хитоб» и «Кудсия» Ходжи Мухаммада Порсо, «Нафахот ул-унс» Абдурахмана Жами, «Насойим ул-мухаббат» Алишера Навои. Для исследования степени интерпретации проблемы «фано» и «бако» в произвидениях Алишера Навои в качестве объекта выбраны как лирические (газел, рубаи, китъа, фард) так и эпические (поэма) произведения поэта. Некоторые двустишия в газелях Навои по данной теме сравнительно интерпретированы с обширными мыслями и обрамлёнными рассказами из поэм автора. Показаны не только художественный облик символа “фано” в произведениях Алишера Навои, но и изображение реальных лиц, таких как Абдурахман Джами, Сайид Хасан Ардашер во времена поэта.Для изучения поставленной научной проблемы в качестве методологической основы взяты принципы интерпретации в классическом и современном литературоведение.   В конце статьи сделаны обобщённые выводы.

Библиографические ссылки

Ebu Nasr Serrac Tusi. El-Lüma. İslam Tasavvufu. – İstanbul: Altınoluk Yayınları, 1417 – 1996.

İsmail Ankaravi. Nekş el-Füsus şerhi. – İstanbul: Ribat yayınları, 1981.

Hasan Kamil Yılmaz. Tasavvuf ve Tarikatlar. – İstanbul: Ensar, 2004.

Sirojiddinov Sh., Yusupova D., Davlatov O. Navoiyshunoslik. – Toshkent: Tamaddun, 2019.

Абдураҳмон Ҷомӣ. Осор: иборат аз ҳашт ҷилд. Ҷилд 6. – Душанбе: Адиб, 1988.

Абдураҳмон Ҷомӣ. Осор: иборат аз ҳашт ҷилд. Ҷилд 7. – Душанбе: Адиб, 1989.

Абдуқодиров А. Тасаввуф ва Алишер Навоий ижодиёти (Ваҳдат ул-вужуд проблемаси бўйича). Филол. фан. докт. дисс. – Тошкент, 1998.

Алишер Навоий. Тўла асарлар тўплами. 10 жилдлик: 1-жилд. – Тошкент: Ғафур Ғулом номидаги нашриёт-матбаа ижодий уйи, 2011.

Алишер Навоий. Тўла асарлар тўплами. 10 жилдлик: 2-жилд. – Тошкент: Ғафур Ғулом номидаги нашриёт-матбаа ижодий уйи, 2011.

Алишер Навоий. Тўла асарлар тўплами. 10 жилдлик: 3-жилд. – Тошкент: Ғафур Ғулом номидаги нашриёт-матбаа ижодий уйи, 2011.

Алишер Навоий. Тўла асарлар тўплами. 10 жилдлик: 4-жилд. – Тошкент: Ғафур Ғулом номидаги нашриёт-матбаа ижодий уйи, 2011.

Алишер Навоий. Тўла асарлар тўплами. 10 жилдлик: 5-жилд. – Тошкент: Ғафур Ғулом номидаги нашриёт-матбаа ижодий уйи, 2011.

Алишер Навоий. Тўла асарлар тўплами. 10 жилдлик: 9-жилд. – Тошкент: Ғафур Ғулом номидаги нашриёт-матбаа ижодий уйи, 2011.

Алишер Навоий. Тўла асарлар тўплами. 10 жилдлик: 10-жилд. – Тошкент: Ғафур Ғулом номидаги нашриёт-матбаа ижодий уйи, 2011.

Абул Муҳсин Муҳаммад Боқир ибн Муҳаммад Али. Баҳоуддин Балогардон. Таржимон: Маҳмудхон Маҳдум Ҳасанхон Маҳдум ўғли. – Тошкент: Ёзувчи, 1993.

Жабборов Н. Маоний аҳлининг соҳибқирони. – Тошкент: Adabiyot, 2021.

Раззоқов А. Алишер Навоий шеъриятида бадиий тимсол ва тасаввуфий талқин // Ўзбек тили ва адабиёти. 2022 йил, 1-сон. Б: 53 – 58.

Фарҳанги забони тоҷикӣ. Ҷилди дуввум. – Москва: Советская энциклопедия, 1969.

Шайх Муҳаммад Содиқ Муҳаммад Юсуф. Ҳислатли ҳикматлар шарҳи. 1-жуз. – Тошкент: Hilol-nashr, 2019.

Шайх Муҳаммад Содиқ Муҳаммад Юсуф. Ҳислатли ҳикматлар шарҳи. 4-жуз. – Тошкент: Hilol-nashr, 2019.

Юсупова Д. Қитъа / Алишер Навоий: қомусий луғат. 2-жилд. – Тошкент: Шарқ, 2016.

Ҳаққул И. Камол эт касбким... – Тошкент: Чўлпон, 1991.

دكترﺳﻳﺪﺟﻌﻔﺮﺳﺟﺎﺪﻯ. ﻓﺮﻫﻨﻚﺍﺼﻃﻼﺣﺎﺕﻭﺘﻌﺒﻴﺮﺍﺕﻋﺮﻓﺎﻧﻰ. ﺘﻬﺮﺍﻥ: ﻄﻬﻮﺮﻯ٬۱۳۷۰

[Доктор Саййид Жаъфар Сажжодий. Фарҳанги истилоҳот ва таъбироти ирфоний. – Теҳрон: Таҳурий, 1370 (ҳижрий-шамсий)]

مولانانورالدينعبدالرحمنجامي. نفحاتالنس منحضراتالقدص. كلكته: مطبعليسي،١٨٥٨.

[Мавлоно Нуриддин Абдураҳмон Жомий. Нафаҳот ул-унс мин ҳазарот ал-қудс. – Калкутта: Матбаъайи Лайсий, 1858. Тошбосма].

خواجهمحمدبنمحمدپارساىبخارى. ﻗﺪﺳﻳﻪ. كلماتﺒﺤﺎﺍﻞﺪﻳﻥﻨﻘﺸﺒﻧﺪ. ﺘﻬﺮﺍﻥ:ﻜﺗﺎﺐﺧﺎﻧﻪﻄﻬﻮﺮﻯ٬۱۳۵۴.

[Хожа Муҳаммад бин Муҳаммад Порсо Бухорий. Қудсия. Калимоти Баҳоуддин Нақшбанд. – Теҳрон: Китобхонаи Таҳурий 1354 (ҳижрий-шамсий)].

ﺧﻭﺍﺟﻪﻣﺣﻣﺪﭙﺎﺮﺳﺎ. ﻔﺻﻞﺍﻟﺧﻃﺎﺐﺒﻭﺼﻞﺍﻟﺎﺣﺒﺍﺐ. ﺗﺎﺸﻜﻧﺩ،ﻣﻃﺒﻊﻏﻠﺎﻣﻰ،۱۳۳۱.

[Хожа Муҳаммад Порсо. Фаслул-хитоб ба васлул-аҳбоб. – Тошканд: Матбаъайи Ғуломия, 1331 (1913). Тошбосма].

ﺸﻳﺦﻓﺮﻳﺩﺍﻟﺩﻳﻥﻋﻃﺎﺮﻨﺸﺎﺒﻮﺮﻯ. ﻤﻨﻄﻖﺍﻟﻄﻳﺮ. ﺘﻬﺮﺍﻥ: ﭽﺎﭙﺧﺎﻨﻪﻤﺷﻌﻞﺍﺰﺍﺪﻯ۱۳۵۳ﮬﺶ

[Шайх Фаридуддин Аттор Нишопурий. Мантиқ ут-тайр. – Теҳрон: Чопхонаи Машъали озодӣ, 1353 (ҳижрий-шамсий)].

ﺍﺒﻮﺍﻟﻗﺎﺳﻡﻋﺑﺪﺍﻟﻛﺭﻳﻡﺑﻦﻫﻮﺍﺯﻦﺍﻟﻗﺷﻳﺭﻯ. ﺗﺭﺟﻣﻪﺭﺳﺎﻟﻪﻗﺷﻳﺭﻳﻪ. ﻣﺗﺭﺟﻡﺍﺑﻮﻋﻟﻰﺣﺳﻥﺑﻥﺍﺣﻣﺩﻋﺛﻣﺎﻧﻰ. ﺗﻬﺭﺍﻥ: ﻫﺭﻣﺲ۱۳۹۰

[Абул Қосим АбдулКарим бин Ҳавозин ал-Қушайрий. Таржимаи Рисолаи Қушайрия. Мутаржим: Абу Али Ҳасан бин Аҳмад Усмоний. – Теҳрон: Ҳурмус, 1390 (ҳижрий-шамсий)].

Загрузки

Опубликован

2023-04-18