НЕКОТОРЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ О ФАНО И ФОНИ В ТВОРЧЕСТВЕ АЛИШЕРА НАВОЯ
Ключевые слова:
Алишер Навои, фано, фони, бако, суфизм, газел, кита, поэма, художественная интерпретацияАннотация
В данной статье изучается художественная интерпретация суфийских взглядов «фано» и «бако» в творчестве Алишера Навои. Для освещения темы первоначально анализированы и классифицированы мысли о понятии «фано» в классических источниках. В частности для интерпретации художественных текстов взяты в основу мысли из «Аль- Лумаъ» Абу Насра Саррож, «Рисолайи Кушайрия» Абдулкарима Кушайрий, из произведений представителей ордена накшбандия «Фасл ул-хитоб» и «Кудсия» Ходжи Мухаммада Порсо, «Нафахот ул-унс» Абдурахмана Жами, «Насойим ул-мухаббат» Алишера Навои. Для исследования степени интерпретации проблемы «фано» и «бако» в произвидениях Алишера Навои в качестве объекта выбраны как лирические (газел, рубаи, китъа, фард) так и эпические (поэма) произведения поэта. Некоторые двустишия в газелях Навои по данной теме сравнительно интерпретированы с обширными мыслями и обрамлёнными рассказами из поэм автора. Показаны не только художественный облик символа “фано” в произведениях Алишера Навои, но и изображение реальных лиц, таких как Абдурахман Джами, Сайид Хасан Ардашер во времена поэта.Для изучения поставленной научной проблемы в качестве методологической основы взяты принципы интерпретации в классическом и современном литературоведение. В конце статьи сделаны обобщённые выводы.
Библиографические ссылки
Ebu Nasr Serrac Tusi. El-Lüma. İslam Tasavvufu. – İstanbul: Altınoluk Yayınları, 1417 – 1996.
İsmail Ankaravi. Nekş el-Füsus şerhi. – İstanbul: Ribat yayınları, 1981.
Hasan Kamil Yılmaz. Tasavvuf ve Tarikatlar. – İstanbul: Ensar, 2004.
Sirojiddinov Sh., Yusupova D., Davlatov O. Navoiyshunoslik. – Toshkent: Tamaddun, 2019.
Абдураҳмон Ҷомӣ. Осор: иборат аз ҳашт ҷилд. Ҷилд 6. – Душанбе: Адиб, 1988.
Абдураҳмон Ҷомӣ. Осор: иборат аз ҳашт ҷилд. Ҷилд 7. – Душанбе: Адиб, 1989.
Абдуқодиров А. Тасаввуф ва Алишер Навоий ижодиёти (Ваҳдат ул-вужуд проблемаси бўйича). Филол. фан. докт. дисс. – Тошкент, 1998.
Алишер Навоий. Тўла асарлар тўплами. 10 жилдлик: 1-жилд. – Тошкент: Ғафур Ғулом номидаги нашриёт-матбаа ижодий уйи, 2011.
Алишер Навоий. Тўла асарлар тўплами. 10 жилдлик: 2-жилд. – Тошкент: Ғафур Ғулом номидаги нашриёт-матбаа ижодий уйи, 2011.
Алишер Навоий. Тўла асарлар тўплами. 10 жилдлик: 3-жилд. – Тошкент: Ғафур Ғулом номидаги нашриёт-матбаа ижодий уйи, 2011.
Алишер Навоий. Тўла асарлар тўплами. 10 жилдлик: 4-жилд. – Тошкент: Ғафур Ғулом номидаги нашриёт-матбаа ижодий уйи, 2011.
Алишер Навоий. Тўла асарлар тўплами. 10 жилдлик: 5-жилд. – Тошкент: Ғафур Ғулом номидаги нашриёт-матбаа ижодий уйи, 2011.
Алишер Навоий. Тўла асарлар тўплами. 10 жилдлик: 9-жилд. – Тошкент: Ғафур Ғулом номидаги нашриёт-матбаа ижодий уйи, 2011.
Алишер Навоий. Тўла асарлар тўплами. 10 жилдлик: 10-жилд. – Тошкент: Ғафур Ғулом номидаги нашриёт-матбаа ижодий уйи, 2011.
Абул Муҳсин Муҳаммад Боқир ибн Муҳаммад Али. Баҳоуддин Балогардон. Таржимон: Маҳмудхон Маҳдум Ҳасанхон Маҳдум ўғли. – Тошкент: Ёзувчи, 1993.
Жабборов Н. Маоний аҳлининг соҳибқирони. – Тошкент: Adabiyot, 2021.
Раззоқов А. Алишер Навоий шеъриятида бадиий тимсол ва тасаввуфий талқин // Ўзбек тили ва адабиёти. 2022 йил, 1-сон. Б: 53 – 58.
Фарҳанги забони тоҷикӣ. Ҷилди дуввум. – Москва: Советская энциклопедия, 1969.
Шайх Муҳаммад Содиқ Муҳаммад Юсуф. Ҳислатли ҳикматлар шарҳи. 1-жуз. – Тошкент: Hilol-nashr, 2019.
Шайх Муҳаммад Содиқ Муҳаммад Юсуф. Ҳислатли ҳикматлар шарҳи. 4-жуз. – Тошкент: Hilol-nashr, 2019.
Юсупова Д. Қитъа / Алишер Навоий: қомусий луғат. 2-жилд. – Тошкент: Шарқ, 2016.
Ҳаққул И. Камол эт касбким... – Тошкент: Чўлпон, 1991.
دكترﺳﻳﺪﺟﻌﻔﺮﺳﺟﺎﺪﻯ. ﻓﺮﻫﻨﻚﺍﺼﻃﻼﺣﺎﺕﻭﺘﻌﺒﻴﺮﺍﺕﻋﺮﻓﺎﻧﻰ. ﺘﻬﺮﺍﻥ: ﻄﻬﻮﺮﻯ٬۱۳۷۰
[Доктор Саййид Жаъфар Сажжодий. Фарҳанги истилоҳот ва таъбироти ирфоний. – Теҳрон: Таҳурий, 1370 (ҳижрий-шамсий)]
مولانانورالدينعبدالرحمنجامي. نفحاتالنس منحضراتالقدص. كلكته: مطبعليسي،١٨٥٨.
[Мавлоно Нуриддин Абдураҳмон Жомий. Нафаҳот ул-унс мин ҳазарот ал-қудс. – Калкутта: Матбаъайи Лайсий, 1858. Тошбосма].
خواجهمحمدبنمحمدپارساىبخارى. ﻗﺪﺳﻳﻪ. كلماتﺒﺤﺎﺍﻞﺪﻳﻥﻨﻘﺸﺒﻧﺪ. ﺘﻬﺮﺍﻥ:ﻜﺗﺎﺐﺧﺎﻧﻪﻄﻬﻮﺮﻯ٬۱۳۵۴.
[Хожа Муҳаммад бин Муҳаммад Порсо Бухорий. Қудсия. Калимоти Баҳоуддин Нақшбанд. – Теҳрон: Китобхонаи Таҳурий 1354 (ҳижрий-шамсий)].
ﺧﻭﺍﺟﻪﻣﺣﻣﺪﭙﺎﺮﺳﺎ. ﻔﺻﻞﺍﻟﺧﻃﺎﺐﺒﻭﺼﻞﺍﻟﺎﺣﺒﺍﺐ. ﺗﺎﺸﻜﻧﺩ،ﻣﻃﺒﻊﻏﻠﺎﻣﻰ،۱۳۳۱.
[Хожа Муҳаммад Порсо. Фаслул-хитоб ба васлул-аҳбоб. – Тошканд: Матбаъайи Ғуломия, 1331 (1913). Тошбосма].
ﺸﻳﺦﻓﺮﻳﺩﺍﻟﺩﻳﻥﻋﻃﺎﺮﻨﺸﺎﺒﻮﺮﻯ. ﻤﻨﻄﻖﺍﻟﻄﻳﺮ. ﺘﻬﺮﺍﻥ: ﭽﺎﭙﺧﺎﻨﻪﻤﺷﻌﻞﺍﺰﺍﺪﻯ۱۳۵۳ﮬﺶ
[Шайх Фаридуддин Аттор Нишопурий. Мантиқ ут-тайр. – Теҳрон: Чопхонаи Машъали озодӣ, 1353 (ҳижрий-шамсий)].
ﺍﺒﻮﺍﻟﻗﺎﺳﻡﻋﺑﺪﺍﻟﻛﺭﻳﻡﺑﻦﻫﻮﺍﺯﻦﺍﻟﻗﺷﻳﺭﻯ. ﺗﺭﺟﻣﻪﺭﺳﺎﻟﻪﻗﺷﻳﺭﻳﻪ. ﻣﺗﺭﺟﻡﺍﺑﻮﻋﻟﻰﺣﺳﻥﺑﻥﺍﺣﻣﺩﻋﺛﻣﺎﻧﻰ. ﺗﻬﺭﺍﻥ: ﻫﺭﻣﺲ۱۳۹۰
[Абул Қосим АбдулКарим бин Ҳавозин ал-Қушайрий. Таржимаи Рисолаи Қушайрия. Мутаржим: Абу Али Ҳасан бин Аҳмад Усмоний. – Теҳрон: Ҳурмус, 1390 (ҳижрий-шамсий)].